2012 » Май » 3
лампы или транзисторы

лампы или транзисторы


лампы или транзисторы

лампы или транзисторы, Журнал Радио 7 номер 1998 год. ВЫСТАВКИ
ЛАМПЫ И ТРАНЗИСТОРЫ: ВОЙНА ИЛИ МИР?
Р. КУНАФИН, г. Москва

Аудиоаппаратура класса Hi-Fi и High End, представленная на последних выставках, часто вызывает у любителей высококачественного звуковоспроизведения прямо-таки полярно разные мнения. Во многом это обусловлено субъективностью восприятия музыки, а иногда и просто музыкальными вкусами. Предлагаем нашим читателям познакомиться с мнением на этот счет одного из страстных любителей музыки.


Кое-кто из профессионалов в технике высококачественного звуковоспроизведения, посетивших очередное "Hi-Fi Show", испытал чувство глубокого недоумения. Для меня же лично больше всего памятно ощущение невероятного количества, простите за выражение, "грязи" в ушах. И виноваты в этом, на мой взгляд, в первую очередь... новомодные ламповые усилители.

Что же такое сегодня типичный "ламповый" звук? Это, прежде всего, "телефонный тембр": создается впечатление, что сигналы выше 7 — 8 кГц попросту отсутствуют. С некоторыми акустическими системами явно заметен резонирующий бас, нарушающий тональный баланс. Столь же вероятно обнаружить звуковую интермодуляционную "кашу", в которой совершенно невозможно различить отдельные инструменты. Нередко это связано со всякого рода искажениями, воспринимаемыми иногда как откровенное хрипение. По-своему ощущается, точно кисея между исполнителем и слушателем, своеобразная окраска, придающая звучанию искусственность не менее сильную, чем у массовой транзисторной аппаратуры. Приняв за идеал звуковоспроизведения натуральное звучание (а есть ли другой критерий?), можно признать: перед нами, несомненно, значительный шаг назад по сравнению с достижениями техники Hi-Fi 70 — 80-х годов.

Для меня, меломана-фаната, значение передачи эмоций музыки не подлежит сомнению. Но о какой вовлеченности можно говорить, если звук не естественен: существенные детали, не говоря уже об обертонах, напрочь пропали. Понятно, почему относительно недорогие транзисторные усилители популярных японских фирм звучали, как мне кажется, куда привлекательнее, несмотря на "ужасную обратную связь", а более дорогие блоки "Creek" с АС "Davis" на этом фоне выглядели классическими, как скрипка Страдивари.

Еще более приятное впечатление произвели блоки "Musical Fidelity" в комплекте с прекрасной акустикой "KEF". Музыка настолько завораживает, что невольно закрадывается подозрение: а не слишком ли это красиво? Не привносят ли усилители что-то "от себя"? К сожалению, плохие условия прослушивания не позволили разрешить этот вопрос...

Отмеченное выше, конечно, не означает, что ламповую технику надо списать; просто хороших ламповых усилителей на выставке оказалось на удивление мало, хотя подлинные "ламповые шедевры" все же существуют. Чтобы их отыскать, я следовал простому правилу: искал хорошее звучание, а потом уже узнавал, "чем" оно образуется. Любопытная получилась закономерность: если его качество не вызывало нареканий, то практически невозможно было на слух определить, что находится внутри усилителя!

Чрезвычайно глубокое впечатление произвел, например, ламповый усилитель "Equilibre" фирмы Audio Sculpture. Правда, он находился в выгодном положении, поскольку был подключен к AC "Silver Signature 30" фирмы B&W. Отметим, в частности, превосходный бас: аккуратный, прозрачный. Как выяснилось, разработчик специально задался целью добиться "транзисторной атаки по басу", и в результате получился великолепный усилитель мощности без признаков "ламповости" и "транзисторности". Каждый канал (номинальная мощность 50 Вт, класс А) собран на двух EL34 в триодном включении и двух 6550; применено, по выражению разработчика, автоподмагничивание выходного трансформатора. Признаюсь, этот усилитель мне показался чем-то лучше выставленного здесь же превосходного транзисторного УМ "Rowland 8T Silver" (250 Вт, класс АВ), хотя это сравнение, видимо, некорректно: басы AC "Matrix 800", работавшей с этим УМ, никак не вписывались в тесную и пустую гостиничную комнату.

А вот и противоположный пример. Инженер В. Хоменко, живущий ныне в США и организовавший фирму Balanced Audio Technology, привез на выставку пару усилителей, которые вполне могут претендовать на звание "Best Sound". Для характеристики лампового "VK-60" у меня просто не хватает слов — его заучание не имеет каких-либо особенностей. Это абсолютно узнаваемый звук, к которому привык слух постоянного посетителя консерватории — удивительно трепетный и захватывающий, как и "живая" музыка, что, поверьте, — редкое качество! Но когда конструктор подключил транзисторный усилитель "VK-500", оказалось, что звук может быть еще вернее и прозрачнее — пусть чуть-чуть, но это так! Оба усилителя — без общей ООС; их мощность 60 и 250 Вт на канал соответственно; высокая линейность транзисторного УМ обеспечивает "ламповый" спектр гармоник (порядка 0,1% при номинальной мощности); выходной каскад, как и в "Rowland'е", на полевых транзисторах.

Отечественной же электронике на этой выставке вообще очень повезло. К счастью, до нас не успела дойти сомнительная мода на звучание с ярко выраженной "ламповой" окраской, и наши экспонаты явно пользовались успехом.

Конструктор В. Костин знаком нам по участию в выставках прошлого года, где он демонстрировал ламповый двухблочный 100-ваттный усилитель "Валанкон 01". Приятно, что молодая фирма не стоит на месте. И если в первом варианте по-настоящему хорош был лишь усилитель мощности, новый комплект обрел совершенно прозрачное звучание, что, учитывая невысокую стоимость аппаратуры, позволяет говорить о "Валанконе" как об одном из потенциальных лидеров нашего рынка. Столь же приятно звучание его нового, 12-ваттного усилителя на 6П14П (класс А), также вполне доступного по цене. Фирма уделяет самое серьезное внимание подбору компонентов, использует оригинальные методики расчета трансформатора и подбора ламп двухтактных выходных каскадов, позволившие значительно уменьшить гармонические искажения.

Неглубокая общая ООС в усилителях все же имеется; как считает разработчик, существует некий оптимум общей ООС, связанный с применяемыми усилительными приборами. Бороться же с местными 00С вообще не имеет смысла. Пентоды, охваченные ООС, "звучат" лучше, а загадки "три одного" звука и вовсе нет: обратная связь в ламповом триоде и так присутствует (во взаимодействии электрического поля электродов лампы. — Прим. ред.)!

Не смог я придраться и к звучанию ламповых моноблоков фирмы Past Audio (конструктор А. Девиченский). К сожалению, ни мне, ни другим посетителям выставки подробно ознакомиться с УМ не удалось, несмотря на настойчивые требования публики: фирма-дистрибьютер предпочитала демонстрировать импортную технику, уступавшую петербургской во всех отношениях.

Заметный интерес вызвала демонстрация новых моноблоков "Storm" фирмы Jerichon Sound Labs (конструктор А. Юрьев). Это однотактные 100-ваттные усилители на трех лампах каждый: двух EL34 (в пен-тодном режиме с динамической нагрузкой) и ГУ81М, в классе А без общей ООС. Чтобы усилитель можно было слушать и жарким летом, возможно переключение на меньшую выходную мощность — 30 Вт. Объективности ради, должен заметить, что звучание УМ имеет "ламповую" окрашенность, несколько недостаточную прозрачность. Также надо сказать, что установка и демонстрация УМ производились буквально "с колес", источник сигнала был выбран из того, что оказалось под рукой, да и АС "Spendor SP 9/1", вероятно, не сочеталась с комплексом. По мнению специалистов. усилитель "Storm", включенный в высококачественный тракт вместе с АС "Таппоу Westminster", в последний день выставки "сыграл" безукоризненно. Информация заслуживает доверия, поскольку уже в импровизированном тракте УМ стал сенсацией выставки. Усилитель очень чуток к деталям, с отчетливым и мощным басом, отлично передающий атаку и интонацию. А главное качество УМ — беспрецедентная энергетика: настоящий "шторм"! Этот "иерихонский" звук потряс даже представителей именитых заморских фирм, сбежавшихся послушать "русское чудо". Словом, усилитель оказвлся по меньшей мере незаурядным даже на мой вкус, хотя я не являюсь поклонником "лампового" звука (равно как и "транзисторного").

Теперь о том, чего не удалось услышать в "Софителе". Усилители известных фирм (Gryphone, Mantey, Art Audio, Electrocompaniet и др.), наверное, заслуженно удостоились восторженных отзывов в прессе. Однако, как мне показалось, работали они будто вполсилы, не вызывая подлинного потрясения по причине недостаточно тщательного подбора компонентов тракта или фонограмм. К примеру, усилитель "Meishu Line" известной фирмы Audio Note был нагружен на рупорные громкоговорители "Avantgarde Acoustic Trio АА", заметно "привязывающие" звук, а из-за их необычного дизайна звуковая картина зависела от спектра. Впрочем, к усилителям AN я вообще стал относиться настороженно из-за сильной "ламповой" окраски, хотя в представленном комплекте этот дефект был почти незаметен.

Настоящий "живой" рояль удалось услышать на выставке единственный раз — в комплекте УМ "Classe СА 200" и AC "Thiel CS 2.3". Все оствльное — заметно хуже. Не услышал я и нормального воспроизведения струнной группы — ни разу, даже на "виниле"! Значит, если судить строго, ни один комплект не выдерживает теста на High End, в чем, возможно, виноваты лишь демонстраторы. "Какие Вам еще обертоны с компакта?" — выразился один из них. Правду сказать, и с грампластинки струнное "серебро" вряд ли могло дойти до АС, поскольку ни один првдусилитель-корректор, кажется, и близко не подходил к тому уровню, какой имеет, скажем, "Колвир" из Таганрога. Хотя в целом звук винила всегда и явно был лучше, чем с цифрового источника; это верно даже в отношении "недорогого" ЭПУ "Systemdek 2x2" с тонармом "Roksan Tabriz" и ПК "Electrocompaniet ECP-1".

Наконец, при демонстрации УМ на выставке практически не было слышно, за редким исключением, нормального баса, и не то чтобы глубокого, мощного, а хотя бы элементарно чистого. И причиной тому, увы, не только безобразные акустические условия гостиничных номеров. Засилье ламповых усилителей дополнялось обилием АС, отнюдь не выдающихся в этой области частот. Крошечные НЧ головки, которые вдобавок должны были, как правило, воспроизводить широкую полосу до 2..5 кГц, своим захлебывающимся бубнением скорее напоминали бессмертные "10МАС", нежели дорогую зарубежную акустику. Даже именитым фирмам не удалось обойти известную дилемму: либо большой диффузор, либо большая амплитуда. И как бы ни совершенствовались НЧ головки, избавиться от роста нелинейности во втором случае невозможно в принципе. Так что если прочтете в каком-либо журнале, что некая АС воспроизводит "просто потрясающие басы для столь малых размеров", не верьте: такие басы могут лишь потрясти вас.

Здесь упомянуты далеко не все УМ, достойные внимания. А вот системы "домашнего театра" в рамках нашей темы вряд ли заслуживают серьезного разговора. Скорее это было на выставке досадной помехой: сабвуферы грохотали беспрерывно, даже без всякой связи с экранным действом — как будто за окнами гостиницы шли танковые маневры. В целом же звучание фонограмм гораздо хуже, чем в простеньком Hi-Fi комплексе, даже в пространственном отношении. Если хорошее "стерео" способно создать непрерывное трехмерное звуковое поле ("воздух"), здесь в некоторых случаях звук просто "разбегался" по углам — то к одному, то к другому громкоговорителю (и зачастую весьма нелепо: объект на экране, а звуки от него — сзади).

Но самое досадное (это отмечалось многими), что качество изображения в таком "оформлении" казалось еще хуже обычного: вся условность плоского экрана с его ограниченным разрешением резко подчеркивалась, что еще более увеличивало разрыв между аудио- и видеорядом. Это совсем не похоже на настоящий кинотеатр или простенький телевизор, в которых мера условности одинакова для "картинки" и звука. Поэтому для художественных фильмов система "Home Theater", на мой взгляд, пока мало применима. А вот для голливудских зрелищ система и вправду довольно эффектна, но не более. Словом, рядом с образцовой аудиоаппаратурой эта система выглядит непритязательной электронной игрушкой — этакий "тетрис" для богатых.

Пора сделать некоторые выводы. Ламповый усилитель среднего уровня в общем случае звучит "энергичнее", чем недорогой транзисторный с традиционной схемотехникой. Вопрос о том, почему так происходит, окончательно еще не решен. Из частных наблюдений ясно одно — работа такого усилителя в музыкальных паузах заметнее из-за пониженного отношения сигнал/шум и сигнал/фон. Создается звучащая пауза, рождающая подсознательное напряженное ожидание, не имеющее, однако, ничего общего с музыкальным трепетом. Типичным для таких ламповых усилителей является и претенциозный "трубящий звук", или некоторая гулкость, вызывающая, впрочем, ассоциации не с живым оркестром, а скорее с резонансными явлениями или паразитными ОС.

Для большинства современных записей, недостатки которых усугубляются бытовым цифровым трактом, такая искусственная "энергия" может быть и привлекательной (записной аудиофил выразился бы так: "ламповый усилитель компенсирует транзисторное звучание компакт-диска"). Стоит, однако, взять или заведомо "энергичный" источник сигнала, например, хорошее ЭПУ, или усилители более высокого класса, вроде "Balanced" или "Валанкон'а", эти различия двух концепций исчезают, и ламповые УМ теряют единственное преимущество перед транзисторными, а звук приобретает ту бесценную объективность, которая куда дороже всяких психоакустических ухищрений.

Итак, неважно —- из чего, а важно — как. И твердотельные, и вакуумные приборы проявили себя достойными соперниками; видимо, неплохо, если они выступают и как соратники: вспомним, что, например, фирма Copland, или наш соотечественник Владимир Шушурин, ныне глава американской фирмы LAMM Audio, с успехом применяют гибридные технологии, используя различные усилительные приборы (в зависимости от решаемых задач) и суммируя их достоинства. Так что деление аудиоинженеров и рядовой публики на "ламповиков-пуристов" и "транзисторников-технократов" по меньшей мере надуманно. Более важная проблема сегодня состоит в отсутствии критериев качества. Субъективная экспертиза звучания даже в "технократическую эпоху" стояла во главе угла, однако в настоящее время разумная субъективность заметно перерастает в субъективизм. Опираясь на тот бесспорный факт, что стандартные технические характеристики не отображают всех аспектов звучания, многие разработчики, видимо, сочли себя свободными от всяких измерений вообще (хотя устойчивая корреляция между качеством звучания и, скажем, уровнем нелинейных искажений имеется!).

Мне очень хорошо знакомо специфическое наслаждение приличным ламповым звуком, но современной электроникой теперь создают новую квазимузыкальную реальность, в которой точкой отсчета являются не "живые" инструменты, а другие модели звука. А это как дорога в степи — обозначено лишь направление. В таких условиях остается рассчитывать только на честь фирмы (что не всегда надежно), а вкус, музыкальная и общая культура инженера становятся еще более важным фактором.

Не отсюда ли и еще один, очень приятный итог выставки: все "наши" представленные экспонаты, безусловно, можно отнести к высококачественной усилительной технике (не исключая и многострадальный дизайн). А ведь многие наши разработчики вышли из радиолюбительства...

Поскольку в "Софителе", несмотря на ярмарочный размах, не было условий для нормального прослушивания, высказанные суждения не претендуют на окончательность, даже для самого автора, и открыты для дискуссии.
Категория: ВЫСТАВКИ | Просмотров: 4968 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 25.11.2017, 02:55
Партнёры
Здесь
Форма входа
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0